Земельный надзор в западных районах республики за 1 полугодие 2018 года
Земельный надзор в западных районах республики за 1 полугодие 2018 года
Порядок проведения государственного земельного надзора установлен статьями 71, 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской от 02.01.2015 № 1.
Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
На территории Республики Тыва полномочия государственного земельного надзора выполняет Управление Росреестра по Республике Тыва (далее – Управление).
Управление осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением требований:
- законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него;
- о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
- законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
- законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
- земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Государственный земельный надзор осуществляется в форме:
- проведения плановых и внеплановых проверок;
- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Оно осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством;
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
По результатам проверок должностными лицами составляются акты проверки. В случае выявления нарушений к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также в отношении лиц, совершивших нарушения, составляются протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При проведении выездных проверок должностные лица Управления:
1) проверяют документы, удостоверяющие личность и полномочия субъекта проверки;
2) запрашивают имеющиеся документы, подтверждающие возникновение права владения и пользования объектом земельных отношений и иные документы, относящиеся к предмету проверки;
3) осуществляют:
- обмер границ проверяемого земельного участка;
- определение местоположения характерных точек границ проверяемого земельного участка (при наличии технической возможности);
- фотосъемку.
4) устанавливают:
- фактическое использование земельного участка, его соответствие установленному для земельного участка целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенному использованию;
- соблюдение требования о приведении земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- соответствие площади земельного участка площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и в правоустанавливающих документах;
- соответствие местоположения характерных точек границ земельного участка сведениям об их местоположении в ЕГРН (в случае необходимости).
В отношении лиц, совершивших самовольное занятие земельного участка, применяются штрафы, размер которого будет зависеть от того, поставлен ли участок на кадастровый учет и определена ли его кадастровая стоимость.
Так, если участок стоит на кадастровом учете и определена кадастровая стоимость, штраф будет налагаться в следующих размерах:
- на граждан — 1–1,5% от кадастровой стоимости, но при этом не меньше чем 5 000 рублей;
- на должностных лиц — 1,5–2% от кадастровой стоимости, но в любом случае более 20 000 рублей;
- на организации — 2–3% от кадастровой стоимости, но не менее 100 000 рублей.
Если земельный участок не учтен в ЕГРН, кадастровая стоимость не определена, то размер штрафа будет составлять:
- для обычных граждан — от 5 000 до 10 000 рублей;
- для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
- для организаций — от 100 000 до 200 000 рублей.
В целом же механизм применения административной ответственности за самовольное занятие земельного участка выглядит примерно так: при обнаружении госземинспектором факта данного правонарушения выдается предписание об устранении нарушения. Нарушитель обязан прекратить любую деятельность на участке, перенести ограждения, убрать сооружения и т.д. В случае неисполнения предписания составляется протокол об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ и налагается штраф в полном размере.
Важно также помнить, что применение административного наказания не означает, что нарушитель избежит других мер ответственности.
За 1 полугодие 2018 года должностными лицами Западного отдела Управления по результатам государственного земельного надзора проведено 195 проверок по соблюдению требований земельного законодательства, из них Барун-Хемчиксому району – 53, Дзун-Хемчикскому району – 89, Сут-Хольскому району – 1, , Овюрскому району – 52.
Общее количество проведенных административных обследований объектов земельных отношений - 64. В их результате выявлено 22 признаков нарушения земельного законодательства (Барун-Хемчикский район – 11, Дзун-Хемчикский район – 3, Овюрский район – 8) и 38 фактов нарушения земельного законодательства (Бай-Тайгинский район – 2, Барун-Хемчикский район – 9, Дзун-Хемчикский район – 14, Овюрский район – 13).
Выявлено 123 нарушений земельного законодательства на общей площади 9,6 га. Из них по районам: Бай-Тайгинский район – 2 (ст.7,1 КоАП РФ), Барун-Хемчикский район – 29 (ст.26 ЗК РФ – 17, ст.7.1 КоАП РФ – 7, ст.8.8 КоАП РФ - 5), Дзун-Хемчикский район – 60 (ст.26 ЗК РФ – 21, ст.7.1 КоАП РФ – 17, ст.19.5 КоАП РФ - 22), Овюрский район – 32 (ст.26 ЗК РФ – 14, ст.7.1 КоАП РФ – 13, ст.19.5 КоАП РФ - 5).
По результатам контрольных мероприятий привлечены к административной ответственности 31 физических лиц (Барун-Хемчикский район – 7, Дзун-Хемчикский район – 15, Овюрский район – 9).
Наложено штрафов на сумму 126,9 тыс. руб.(Барун-Хемчикский район – 40 тыс.руб., Дзун-Хемчикский район- 60 тыс.руб., Овюрский район – 26,9 тыс.руб.).
Взыскано штрафов на сумму 517,30 тыс. руб, в т.ч. за предыдущие периоды 511,80 тыс.руб. Из них по районам: Барун-Хемчикский район – 72,50 тыс.руб., Дзун-Хемчикский район – 130 тыс.руб., Овюрский район – 314,80 тыс. руб.
Все административные штрафы перечислены в бюджеты районов.
Как показывает надзорная практика основным нарушением требований земельного законодательства является нарушение статей 25 и 26 Земельного кодекса РФ, за которые предусмотрена административная ответственность по статье 7.1 КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Семис-оол А.А., заместитель начальника Западного отдела
Управления Росреестра по Республике Тыва